Персонализированное лечение — («точный») метод лечения рака яичников, помогает предотвратить нерезультативное лечение методом «проб и ошибок», которое ведет к потере ценного времени и вызывает нежелательные побочные эффекты.
Рак яичников — это тип рака, который образуется либо из клеток на поверхности яичника (эпителия), называется эпителиальным раком или карциномой яичников, либо из других тканей внутри яичника (неэпителиальный рак яичников). Наиболее частым типом рака яичников является эпителиальный рак, на долю которого приходится около 90% первичных опухолей яичников. В группе неэпителиального рака чаще всего проявляются два подтипа, а именно герминогенные (зародышевые опухоли клеток) и опухоли стромы.
Рак яичников труднее всего поддается стандартным методам лечения. Как правило, это заболевание можно диагностировать на ранней стадии и полностью контролировать, но шансы на выживание на более поздних стадиях являются низкими. И хотя реакция на первичную терапию рака яичников обычно превосходна (около 80%), 70% пациенток испытывают рецидив заболевания в течение 5 лет.
Когда первая линия лечения рака яичников не дает результатов, женщине предлагаются дальнейшие линии лечения, но они обычно имеют низкую терапевтическую эффективность.
Чтобы избежать лечения методом «проб и ошибок», израильские онкологи проводят геномные тесты, для персонализации лечения и определения наиболее подходящих лекарств индивидуально для каждой женщины и ее опухоли.
Геномный анализ также позволяет определить, подходит ли женщине лечение иммунологическими препаратами (Китруда, Опдиво). Под действием этих препаратов, иммунная система атакует, главным образом, раковые клетки, а не здоровую ткань вокруг них. Поэтому целевые методы лечения, такие как биологическая терапия и иммунотерапия, могут быть более эффективными и безопасными, чем традиционные методы лечения, такие как химиотерапия.
«Настройка» лечения на определенный тип рака.
Персонализированное лечение считается прорывом в последние годы. Лекарства определяются на основании специфических характеристик опухоли пациента. Тогда эти препараты выявляют раковые клетки, разрушают их, и тем самым, препятствует распространению рака.
Составление геномного профиля опухоли.
Геномное тестирование помогает идентифицировать гены, ответственные за развитие опухоли, и может предоставить больным раком яичников жизненно важную информацию о доступных вариантах лечения. Существует несколько видов молекулярных геномных онкотестов (просмотреть весь список), которые обеспечивают наиболее полное и точное представление о геномном профиле раковых клеток и точно отображают гены рака, особенно те, которые вызывают рост и распространение опухоли. Тест помогает врачам выбрать из всех возможных методов лечения наиболее эффективное против специфической генетической экспрессии, идентифицированной в ходе анализа, и адаптировать его к пациентке.
Устойчивость к платине и корректировка химиотерапии.
Женщинам с раком яичников в стадии рецидива заболевания, метастатической стадии болезни (метастазы) или при болезни высокого риска, рекомендуется лечение комбинацией двух препаратов химиотерапии: Карбоплатин и Таксол. Опухоли, которые хорошо реагируют на лечение, определяются как чувствительные к платине, и таких пациенток продолжают лечить Парфенил-Таксолом, чтобы предотвратить рецидив заболевания. Существуют различные типы химиотерапии, и каждая женщина реагирует на них по-разному. Поэтому очень важно адаптировать химиотерапию к этим пациенткам. Так что, с одной стороны, они получат эффективное лечение, которое заставит опухоль отступить, а с другой стороны, лечение будет сопровождаться как можно меньшим количеством побочных эффектов.
Опухоли, чувствительные к платине, с большей вероятностью имеют мутации, устраняющие несоответствие ДНК. Для мутаций этого типа теперь разработаны соответствующие целевые биологические методы лечения, вместо химиотерапии, в качестве консерванта для предотвращения рецидива.
Очень важно проведение анализа мутации в гене BRCA и гене HER2. Если в этих генах имеется мутация, женщина может получить целевую биологическую терапию.
Глубокое генетическое секвенирование идеально подходит для тестирования мутаций в опухоли, включая мутации в гене BRCA (в Израиле показатель мутации BRCA является одним из самых высоких в мире) и HER2. Также очень важно провести анализ генетического секвенирования (NGS) для обнаружения мутации BRCA. Исследования показали, что в случае анализа генетической мутации стандартными методами, без генетического секвенирования, 11-15% случаев могут быть пропущены.
Другими словами, существует довольно много пациенток, которые могут получать целевое биологическое лечение, но тем не менее получают химиотерапию.
Пациентки, которые не реагируют на лечение или имеют рецидив болезни в течение короткого периода времени с начала лечения Карбоплатином-Таксолом, считаются устойчивыми к платине. Такие женщины сразу после первой линии лечения, подвергаются различным химиотерапевтическим процедурам методом «проб и ошибок».
Одним из тестов, которые значительно корректируют химиотерапию рака яичников и направляют его в нужное русло, является анализ жидкостной биопсии — СТС.
В ходе этого анализа используются опухолевые клетки из кровотока для корректировки химиотерапии. Цель теста — выполнить исследования в лаборатории, а не в теле женщины. Специалисты лаборатории оценивают реакцию раковых клеток пациента на химиотерапевтические препараты, биологические препараты и иммунотерапию.
Таким образом, лечащий врач может предоставить женщине эффективное лечение, которое подходит лично ей, избегая метода «проб и ошибок».