Среди миллионов веб-страниц и рекомендаций в социальных сетях на тему возможностей лечения рака (химиотерапия, биологическая или целенаправленная (таргетная) терапия, иммунотерапия (иммунологическое лечение) можно легко «утонуть». Прежде чем начать лечение диагностированной вам или кому-то из ваших близких болезни, очень важно знать основные понятия, а также научиться сравнивать различные виды лечения, в зависимости от типа болезни.
Сложность информации о диагностике рака, которая побликуется каждый год миллионами страниц в интернете, мешает многим пациентам понять ее суть. Многие из этих страниц недоступны для уровня знаний человека или основаны на текущих научных фактах, что может привести к путанице и помешать принятию важных решений.
Группы лечения рака (химиотерапия, целенаправленная (таргетная) терапия и иммунотерапия) содержат от десятков до сотен препаратов, которые постоянно обновляются, что еще более затрудняет принятие обоснованного решения о курсе лечения даже для тех, кто имеет базовый опыт в области медицины.
Ниже будут рассмотрены три основные группы лекарств для лечения рака, описан механизм их работы, а также будут опровергнуты некоторые неправильные представления об этих методах лечения.
Химиотерапия: самая старшая группа лекарств
В общем говоря, химиотерапевтические препараты сосредоточены на клеточных механизмах, которые выражены не только в раковых клетках, но также и в здоровых. Некоторые из этих механизмов участвуют в процессе деления клеток, который естественным образом встречается в здоровых клетках, хотя и протекает медленнее, чем в раковых. Именно из-за травмирования здоровых клеток химиотерапевтическими препаратами, проявляются многие побочные эффекты.
Процент реакции на химиотерапию сильно варьирует в зависимости от типа рака, диагностической стадии рака, общего состояния здоровья пациента и других факторов. Например, около 70% пациентов, страдающих определенными типами рака мочевого пузыря, могут реагировать на химиотерапию, в то время, как пациенты с некоторыми типами рака поджелудочной железы, будут реагировать на лечение менее чем в 10% случаев.
Важно знать, что все одобренные химиотерапевтические препараты оказались безопасными и эффективными для увеличения ожидаемой продолжительности и качества жизни пациентов в больших группах в клинических испытаниях. Однако этот факт не может указывать на шансы на успех химиотерапии у определенного пациента, а также вероятность определенных побочных эффектов.
Несмотря на такие факты, химиотерапевтические препараты являются наиболее распространенными, самыми старыми и наиболее широко изученными противоопухолевыми препаратами. Наука использует их с 1940-х годов, и поэтому они являются единственной группой лекарств, результаты деятельности и последствия которой можно увидеть на протяжении многих десятилетий лечения. И хотя эти лекарства были обнаружены около 70 лет назад, в отношении этой группы препаратов есть постоянные новости и на сегодняшний день. Эти достижения включают в себя разработку новых химиотерапевтических агентов, адаптацию известных химиотерапевтических препаратов к новым опухолям, снижение побочных эффектов этих препаратов и их сочетание с другими методами лечения, включая иммунотерапию и биологическое лечение.
Биологическое лечение рака
Биологические методы лечения это таргетные (целевые) препараты, подобранные для определенных пациентов. В то время как химиотерапевтические препараты работают над механизмами, которые существуют как в здоровых, так и в раковых клетках, биологические методы лечения основаны на небольших частицах, молекулах, которые экспрессируются в раковых клетках, а также сосредоточено на особенностях, которые уникальны в опухолевых клетках. Вот почему эти методы лечения называются целевой терапией и молекулярными методами лечения.
Например, моноклональные антитела, такие как Ритуксимаб (Ритуксан), уникально связываются с раковыми клетками и активируют иммунную систему против них. Другие биологические препараты могут связываться с веществами, которые выделяют опухоли и заставляют их «замолчать». Так работает препарат Авастин, который блокирует питание кровеносных сосудов вокруг опухоли, и тем самым фактически вызывает ее «голодание». Биологические методы лечения не только способствуют лечению многих видов рака, но также вынудили мир онкологии перейти к новому, поколению более глубокой диагностики: молекулярная диагностика.
Молекулярная диагностика позволяет определять рак молодыми группами и лучше адаптировать лечение к различным пациентам, даже если до недавнего времени их заболевания считались схожими. Этот диагноз позволяет более эффективно регулировать протокол лекарств и избежать предварительного лечения с низкими показателями успеха, особенно когда оно сопровождается значительными финансовыми затратами и риском возникновения побочных эффектов.
Однако, целенаправленные биологические методы лечения не могут гарантировать полную терапевтическую эффективность и не достигают значительных результатов у всех пациентов. Важно знать, что хотя эти препараты и «работают» в относительно сфокусированной манере, они также могут вызывать системные побочные эффекты. Показано, что даже если одобренные биологические методы лечения улучшают качество и продолжительность жизни у больших групп пациентов, невозможно заранее предсказать, какие пациенты будут реагировать на лечение и как долго будет продолжаться ремиссия.
Иммунотерапия
Фактически, успешное использование иммунных компонентов для лечения рака мочевого пузыря уже отмечалось в конце 1970-х годов. Тем не менее, большинство методов лечения, которые использовали естественные иммунодепрессантные способности, были одобрены только в течение 2000-х годов, и количество их значительно увеличивается из года в год.
Иммунотерапия работает в ряде невероятно сложных механизмов, предназначенных для использования иммунной системы организма для борьбы с опухолями. Одним из наиболее известных семейств этой группы препаратов является ингибитор контрольной точки. Эти препараты, такие Пембролизумаб (Китруда) и Ниволумаб (Опдиво), помогают иммунной системе выявлять раковые клетки и атаковать их.
При некоторых раковых заболеваниях, главным образом меланоме, НМРЛ и раке головы, иммунотерапия привела к реальной революции в линиях лечения, при этом иммунотерапия была также одобрена в качестве первой или второй линии лечения некоторых заболеваний (после предыдущего отказа от химиотерапии).
В США иммунотерапия уже одобрена в качестве стандартного лечения большинства видов рака, которые проявляют определенные клеточные характеристики.
Иммунотерапия, также как химиотерапия и биологическая терапия, не может гарантировать идеальный результат или отсутствие побочных эффектов. Раковые клетки, как правило, разрабатывают механизмы для «уклонения» от лекарственного средства и, таким образом, уменьшают его полезное время действия. Это касается всех препаратов — химиотерапии, иммунотерапии и биологических методов лечения.
В настоящее время проводятся сотни клинических испытаний препаратов иммунотерапии, в том числе в Израиле.
Назначение лекарственных препаратов по временной шкале
Важно знать, что лекарственная терапия в любой из групп может быть выполнена после операции по удалению опухоли (известной как адъювантная терапия) или до нее (известная как неоадъювантная терапия), в зависимости от медицинских соображений и медицинских доказательств успеха этих методов лечения в прошлом.
Кроме того, согласно типу и стадии заболевания, в лечение может быть также включена лучевая терапия. Лечение хирургическим вмешательством будет предпочтительным в тех случаях, когда это возможно, поскольку операция вызывает длительную ремиссию заболевания в большинстве случаев рака.
Неоадъювантная терапия может уменьшить размер опухоли и улучшить шансы на эффективную резекцию во время операции, в то время как адъювантное лечение (после операции) может значительно снизить вероятность повторения заболевания в ближайшем будущем.
Кроме того, в некоторых случаях, может быть рассмотрено паллиативное лечение. Например, когда опухоль причиняет страдания пациенту. Такое лечение направлено на уменьшение опухоли и облегчение болей, а не на значительное увеличение продолжительности жизни.